Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Умственная отсталость из всех нарушений здоровья человека является одной из наиболее распространённых состояний. Более 300 млн человек в мире имеют те или иные проявления умственной отсталости.
Умственная отсталость определяется как состояние психического недоразвития, которое имеет многообразные признаки как в клинической картине, так и в комплексе проявления психических, интеллектуальных, физических, эмоциональных, качеств, а не как заболевание. Умственное развитие таких детей требует своевременной и правильной коррекции. В настоящее время повышенное внимание к проблеме детей, имеющих проявления интеллектуальной недостаточности, обусловлено тем, что умственная отсталость по социальным последствиям из всех функциональных отклонений в развитии ребенка является наиболее тяжелым дефектом.
Целью воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта в настоящее время становится приобретение такого уровня умений, знаний, навыков, в том числе и двигательных, которые позволяют ребенку адаптироваться к социальным нормам и будущей самостоятельной жизни.
Адаптивное физическое воспитание ‒ относительно молодая и интенсивно развивающаяся научная дисциплина, призванная обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья условия для полноценного формирования. Работающие с детьми с нарушениями интеллекта специалисты отмечают наличие низких темпов формирования когнитивной, аффективной и физической сферы у таких детей. Показатели физического развития детей с отклонениями отличаются от показателей здоровых детей. Физическое развитие детей с умственной отсталостью замедлено по сравнению со здоровыми детьми.
Дети с умственной отсталостью быстро утомляются, у них отмечается резкое колебание работоспособности, неустойчивая эмоционально-волевая сфера, что оказывает влияние на социальную интеграцию таких детей в общество. Особенности физического развития детей с умственной отсталостью отражают лишь общие показатели соматического развития: отставание в физическом развитии, замедление роста и соматическую задержку по сравнению со здоровыми сверстниками.
У детей с легкой степенью умственной отсталости выявляются также различные нарушения телосложения. Это определяет актуальность достижения умственно отсталыми детьми уровня физического развития, позволяющего им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
Решающее значение в решении проблемы социализации и интеграции в жизнь современного общества детей с умственной отсталостью приобретает физическая культура и спорт. Это объясняется особенностями физической культуры и спорта, позволяющим проявляться личным качествам умственно отсталых школьников. Занятия физической культурой дают возможность расширить общение детей с умственной отсталостью со здоровыми сверстниками; физическая культура и спорт формируют и способствуют накоплению двигательного опыта и базы двигательных действий, оказывающих влияние на их адаптацию к процессам социализации [3, 6].
Физическая культура является для детей с умственной отсталостью одним из средств устранения недостатков двигательной сферы, а также укрепления здоровья, полноценного физического развития, адаптации к социуму.
Умственная отсталость в настоящее время рассматривается как явление необратимое, однако это не означает, что ее невозможно корректировать. На сегодня доказано, что сильным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых младших школьников являются адаптивная физическая культура и спорт.
Цель работы: изучение методик адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
изучить особенности физического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и здоровых детей;
изучить методики адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: методика адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с проявлениями умственной отсталости.
1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей нарушениями интеллекта
Умственная отсталость является стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, которое обусловлено органическими поражениями коры головного мозга, имеющими диффузный характер.
Большинство среди детей с умственной отсталостью имеют медицинский диагноз олигофрения. У таких детей поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У таких детей нет психических заболеваний, но их развитие протекает замедленно и своеобразно с ранних этапов. Наиболее выраженной является задержка в развитии высших психических функций и ограничение возможностей развития произвольного внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления, что делает необходимым создание для таких детей специальных условий для обучения в связи с существенным затруднением познавательной деятельности [6, 7, 8].
Меньшую по численности группу составляют дети с умственной отсталостью, возникшей после трех лет, когда распад уже сформировавшихся психических функций произошел в результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита. Эти состояния называют деменцией.
Ряд авторов обращают внимание на то, что при деменции интеллектуальный дефект необратим [6, 8, 9, 10]. Например, у ребёнка четырех лет деменция может проявиться в распаде навыков самообслуживания, фразовой речи, снижении или потере интереса к играм, рисованию. Поражения при деменции не являются однородными. Может наблюдаться большая или меньшая сохранность отделов мозга наряду с выраженными нарушениями в некоторых его областях.
Особую группу составляют дети с сочетанием умственной отсталости с текущими заболеваниями центральной нервной системы: эпилепсией, шизофренией и др. Прогрессирование этих заболеваний приводит к распаду психических образований, углублению умственной отсталости, достигающей тяжёлой степени.
В настоящее время достаточно часто можно встретить детей с осложнением умственной отсталости дополнительными психопатологическими синдромами: психопатоподобным, гипердинамическим, неврозоподобным эпилептиформным.
Дети с нарушением интеллекта представляют собой очень разнородную группу как по причинам поражения головного мозга, так и по психолого-педагогическим характеристикам, степени тяжести клинической картины [7, 9, 10, 11].
В соответствии с международной классификацией выделяются четыре формы умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая [3].
До настоящего времени в отечественной олигофренопедагогике широкое распространение имела другая классификация, согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия.
Целесообразно соотнести ее с современной классификацией, поскольку ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе [6, 7, 9].
Дебильность рассматривают как легкую степень умственной отсталости, встречающуюся значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Для таких детей характерно отставание от своих сверстников в физическом развитии. С началом их организованного обучения (в детском саду или школе) становятся очевидными нарушения познавательной деятельности. Таким детям трудно усваивать программный материал, они нуждаются в обучении в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания обучения в школе они могут вести самостоятельную жизнь, благополучно трудиться на производстве по полученной профессии, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Такие лица дееспособны, т.е. обществом признана их способность нести воинскую повинность, отвечать за свои поступки перед законом, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления, наследовать имущество и т.д.
Умеренная умственная отсталость представляет собой пограничное состояние между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу
Имбецильность рассматривается как тяжелая умственная отсталость, это состояние выявляется в раннем периоде развития ребенка. Такие дети в младенческом возрасте начинают позже держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Они начинают ходить значительно позже (в три года и позже). У таких детей практически нет гуления, лепета, не формируется «комплекс оживления». Речь, появляющаяся в конце дошкольного возраста, представлена отдельными словами, реже короткими фразами. Произношение многих звуков нарушается. Такие дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, поскольку моторика у них существенно нарушена [8, 11].
Познавательные возможности у таких детей резко снижаются: происходит грубое нарушение ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивается детьми с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучение таких детей счету, грамоте и другим предметам проводится по особым программам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, которая не требует высококвалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок). Практика показывает, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, что дает им возможность самореализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" https://rg.ru/2007/12/08/sportdoc.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утв. Приказом Министерства образования науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598
3. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / Пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Академия, 2003. – 432 с.
4. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. (Методические рекомендации разработаны в соответствии с техническим заданием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года № 299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70487836/#ixzz4TSIgEnje
5. Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.logoped-ryazan.ru/adaptive/.
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
6. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Литагент «Когито-Центр», 2006.
7. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография. – М.: Физическая культура, 2008. – 150 с.
8. Басилова Т.А. Воспитание и обучение дошкольников со сложными и множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
9. Дефектологический словарь: в 2 т. – М.: МПСИ, 2007. – 736 с
10. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
11. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. – №1. – С. 9-18.
12. Москалева-Потемкина М.Е. Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-provedenija-zanjatii-po-fizicheskoi-kulture-u-detei-so-slozhnoi-strukturoi-defekta.html.
13. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
14. Насибулина Т.В., Новикова И.Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие. – Сыктывкар, 2016.
15. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8.
16. Плаксунова Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2011. – №3.
17. Плаксунова Э.В. Организация коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра на примере адаптивного физического воспитания // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. – 2012. – №3.
18. Плаксунова Э.В. Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – №3. – С. 10
19. Ростомашвили Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2014. – 42 с.
20. Степанова Т.М. Нетрадиционные методы в физкультурно-оздоровительной работе с детьми со сложной структурой дефекта [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/netradicionnye_metody_v_fizkulturno-ozdorovitelnoy_rabote__s_detmi_so_slozhnoy_strukturoy-148772.htm.
21. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры /Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296.
22. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
23. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с, ил.